Наш мир стремительно развивается. Темп, в котором мы живем, и приходится жить нашим детям с каждым годом становится интенсивней и быстрей. Факторы, влияющие на нашу жизнь, здоровье и внутреннее состояние все агрессивнее. И однажды остановившись, мы задаемся вопросом «А что же дальше?» и «Кто сможет помочь?».

Вспомним недавнее десятилетие. Реплику «Хочешь жить умей вертеться» мы слышали довольно часто. Сейчас тенденция изменилась – «Хочешь жить умей общаться», и понятие «эмоциональный интеллект» вошло в нашу жизнь. Чтобы реализовать все это необходимо знание языка и разговорной речи.

Но все попорядку.

Речь занимает центральное место в процессе психического развития человека. На развитие речи влияет множество факторов, а нарушения речи носят многообразный характер в зависимости от их степени, от локализации пострадавшей функции, от времени поражения, от выраженности вторичных отклонений, возникающих под воздействием ведущего дефекта.

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека.

Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного).

Речь ребенка правильно формируется только тогда, когда развивающаяся вторая сигнальная система постоянно поддерживается конкретными импульсами первой сигнальной системы, отражающей реальную действительность.

Для развития речи ребенка большое значение имеет полноценный слух. В процессе онтогенеза слух приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы.). Ребенок слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить.

Ухо как орган слуха выполняет несколько функций. Первая – умение не только слышать, но и слушать. Это, конечно, наиболее очевидная функция, нокроме слушания, ухо выполняет ещё несколько других, не менее важных функций, которые необходимо рассмотреть. Одна изсамых важных функций уха– вестибулярная. Вестибулярный аппарат, принимает участие вуправлении равновесием, координацией движений, мышечным тонусом имускулами наших глаз. Благодаря ему мыспособны ориентироваться вокружающем пространстве. Вестибулярный аппарат– также важный передатчик сенсорной информации, поступающей от нашего тела в мозг. Дети и взрлослые, которые имеют вестибулярные проблемы, часто испытывают трудности при передаче сенсорной информации.

Другая часть внутреннего уха – улитка, она выполняет функцию анализатора звуков, которая является особенно важной для понимания речи. Вестибулярный аппарат и улитка связаны и действуют как ретрансляционная станция между нервной системой и мозгом, которая отвечает за передачу всей сенсорной информации. Тактильные, зрительные и слуховые сигналы проходят через вестибулярный аппарат и улитку.

Слышание – процесс пассивный; слушание – активный. Мы можем иметь превосходный слух, но быть плохими слушателями. Это касается как детей, так и взрослых.

Информацию мы с вами получаем двумя каналами – воздушным и костным. Когда человек говорит, его голосовые связки вибрируют. Эта вибрация посредством костной проводимости быстро достигает ушной улитки, в которой звук преобразуется в нервный импульс и передается в мозг. При этом костная проводимость передает звук собственного голоса в 10 раз быстрее и с большей четкостью, нежели при воздушной проводимости.

Компания TOMATIS DEVELOPPEMENT S.A разработало уникальное устройство – FORBRAIN® – которое позволяет тренировать аудио-вокальный круг и развивать произвольный контроль речи (так называемый «речевой круг»). Он также позволяет улучшить слуховое восприятие, звуковое произношение, дикцию, а также концентрацию внимания и оперативную память.

Суть новой методики заключается в использовании собственного голоса для стимуляции своего же мозга при помощи специальной гарнитуры.

Forbrain® – стал результатом многомесячных исследований, и был создан по абсолютно инновационной запатентованной технологии. Его создание стало возможным благодаря сотрудничеству с ведущими мировыми специалистами в области акустической проводимости костей (звуковых волн к внутреннему уху).

Наш мозг может воспринимать звуки посредством двух разных каналов – внешнему воздушному и внутреннему костному. Именно последний используется в гарнитуре Forbrain®.

Forbrain® – это мини-гарнитура для костного звукопроведения, оснащенная динамическим фильтром, который закреплен на дужке «электронного» уха и микрофоном.

Когда человек во время занятия начинает говорить в микрофон, звук проходит специальную обработку динамическим фильтром и посредством костной проводимости воспринимается в уже «очищенном» виде, с откорректированным тембром и интенсивностью голоса. Есть у фильтра еще одна задача: он усиливает звуки высоких частот и одновременно уменьшает количество низких частот, поскольку именно высокие частоты играют стимулирующую роль для коры головного мозга. Forbrain используется в работе с детьми и взрослыми. И для каждой возрастной группы реализуются свои цели. Для детей – формирование, коррекция, развитие речи, для взрослых – возможность усовершенствовать свою речь, повысить энергетический потенциал и уверенность в себе.

Владея информацией о том, какие именно компоненты речевой системы ребенка затронуты, недоразвиты или нарушены педагог имеет возможность четко представить направление коррекционного обучения. Направления и методы разные, а принцип один – от периферии к центру.

При работе с детьми наблюдается интересная тенденция, посредством воздействия устройства Forbrain на периферическу систему на практике наблюдается момент «включения», когда ребенок начинает активно прислушиваться к тем звукам, которые слышит. Ребенок начинает играть со звуками и своей речью (то он кричит, то затихает, то начинает спокойно произносить звуки). Для каждого ребенка этот момент индивидуален. Это может произойти на 2-м занятии, а может и на 5-м, а иногда необходимо и несколько курсов Forbrain, а этот момент наступает.

Использование инновационной технологии Forbrain позволяет добиться прекрасных результатов в усовершенствовании речи взрослых (правильная дикция, темп речи, более четкое произношение гласных и т.д.), преодолении неуверенности, развитии коммуникативных навыков. Важное подспорье при изучении иностранных языков.

Приятным «побочным эффектом» являются улучшение концентрации внимания, укрепление памяти. После курса Forbrain клиенты отмечают повышение успеваемости, более легкое освоение и запоминание учебного материала, преодоление проблем коммуникативного плана. Поскольку Forbrain задействует органы слуха и равновесия, он в целом положительно влияет на вестибулярную систему, и после прохождения курса с этой гарнитурой могут отмечаться улучшения моторной сферы. После прохождения тренировок по методу Forbrain клиент обретает уверенность в себе и собственных силах, а также меньше времени тратит на учебу, тогда как процесс обучения и запоминания происходит с большей эффективностью.

Если говорить о конкретных изменениях у школьников, то после использования Forbrain улучшается чтение, ребенку легче даются сочинения; у тех, кто занимается спортом, – повышается результативность тренировок и т.д. Снижается болезненная чувствительность к шуму, тренируется, а потому в целом улучшается кратковременная память.

Forbrain – универсальное устройство, позволяющее сделать работу и учебу максимально эффективными, повысить самооценку и всесторонне улучшить речь.

Автор: Бовкун Любовь Алексеевна, логопед-дефектолог, специалист речевой терапии с Forbrain центра «A.KID»,«Tomatis-Kiev»